20 сентября 2023
Впервые в Новосибирске прошла регата для всех «Первый старт»

Для тридцати яхтсменов-новичков выходные 9 и 10 сентября запомнятся надолго. Кому-то выходом в море под парусом в первый раз в жизни, кому-то духом соревнования. А кто-то понял, что его жизнь разделилась на ДО и ПОСЛЕ….
Чтобы полноценно познакомить новичков с парусным спортом, регата проходила два дня. В субботу была проведена маршрутная гонка. А в воскресенье удалось провести четыре динамичных коротких гонки. Участники из Новосибирска, Бердска, Томска, Кемерово, Омска и даже Екатеринбурга (!) старательно постигали яхтенную науку и сплавлялись в дружные экипажи.

Мы часто слышим от друзей и знакомых, что им тоже интересно попробовать себя в яхтинге, поучаствовать в настоящей регате, - рассказывает идею Сергей Фальшин, организатор регаты и капитан яхты «Лиса» — Но мест обычно нет, так как квалифицированные яхтсмены в экипажах всегда в приоритете. Да и сами экипажи, как правило, постоянные.

Вот мы и решили предоставить такую возможность всем. Взять яхты со шкиперами, постоянными участниками Парусного кубка Сибири, и посадить в качестве членов экипажей…новичков. Конечно, дав время на небольшую предварительную тренировку. А чтобы охватить все «прелести» яхтинга, мы запланировали и маршрутную гонку, и целый день коротких гонок в Бердском заливе.

Переживали только за погоду. Сентябрь, всё-таки, дожди или холод мог быть. Это могло бы смазать впечатления от мероприятия. Но в реальности всё получилось так, что превзошло все наши ожидания.

Очень слабый ветер в первый день, периодически вообще пропадал. Тепло, солнечно. Казалось, что маршрутную гонку придется отменить. Но опытные шкиперы знают, что в Бердском заливе практически всегда есть ветер. Да, рваный, да непостоянный, да пятнами, но он есть! Старт для семи яхт класса Нева был дан при исчезающем северо-западном ветре.

Предварительно участники, более часа отрабатывали взаимодействие в экипажах по постановке и уборке парусов. Отсутствие ветра в этом случае никак не повлияло на результат тренировки. Наоборот: порядок действий был отработан без риска и спешки.

- Что меня больше всего впечатлило – это три часа разговоров про яхтинг в первый день! Ветра было мало, а вопросов было много! – делится Егор Пинженин, капитан яхты «Нева 45» - как ходят яхты под парусами, как стартуют яхты, как лавируются, как спит экипаж в длинных гонках, как ест, как навигация происходит, как настройка парусов, как утонуть и как не утонуть! Я с радостью отвечал на вопросы, а мой экипаж впитывал информацию, как губка.



Яхты, ловя дуновения ветра и малейшие порывчики, неспешно шли по дистанции. В связи с погодными условиями дистанция была сокращена. Лидерство сразу после старта захватила яхта «Лиса» и ей удалось удержать его до самого финиша. Сразу за «Лисой» шла яхта «Лютая», затем «Нева 45» и «Десятка». Яхтам «Нева 11» и «Амига» ветра не хватило, и они сильно отстали. А «Блик» так и не смог выбраться из штилевого пятна и сошёл с гонки, когда первые яхты уже финишировали.


- Нам с ветром не повезло больше всех. – сокрушается Олег Терещенко, капитан яхты «Блик» - Сначала мы пошли в море – это, казалось, было тактически выгодно. Но полоска ветра кончилась, и мы просто встали. Остальным же яхтам под берегом немного дуло и они безнадежно ушли вперед. Ребята, конечно, расстроились, но это парусная гонка – здесь нельзя грести или пользоваться мотором – используем только силу ветра.

Тем не менее яхты на дистанции успели и в лавировку пройти и под спинакером.

В итоге «Лиса» - первая, «Лютая» - вторая, «Нева 45» - третья.


Нашей задачей не было просто прокатить желающих под парусом. В этой штилевой гонке мы отработали все самые основные моменты в постановке, настройке и уборке парусов. В воскресенье, конечно, снова будет новая жеребьёвка и ребята вновь пересядут на другие лодки в других сочетаниях экипажей. Тем не менее, перед короткими гонками у каждого уже есть понимание, что будет происходить на яхте, - поясняет Артем Семин, капитан яхты «Амига».

Во второй день регаты были запланированы уже короткие гонки. Ветра было больше, а значит еще интереснее.

Вновь все участники тянули жребий, и новые команды уже сами начали готовить яхты к выходу. Первый старт воскресенья показал, что борьба на дистанции будет плотная, серьезная и бескомпромиссная. Умудрённые опытом вчерашнего дня, экипажи всё более профессионально ставили и убирали спинакеры, делали повороты и следили за обстановкой на дистанции, помогая капитанам.

Дистанция обычная – петли с воротами. Ветер есть, гуляет градусов на 30, как обычно. Яхты бодро уходят на дистанцию. Лидирует снова «Лиса», хоть и с другим экипажем. «Лютая», «Десятка», «Нева 45» и «Нева 11» плотно, кучно и ярко бьются на дистанции. Яхты «Амига» и «Блик» хоть и замыкают флот, но держатся очень близко к остальным и сохраняют интригу.

- Ребятам, которые были в моем экипаже однозначно понравился второй день. – рассказывает Телятников Андрей, капитан яхты «Нева 11» - Если в длинных штилевых гонках есть что-то медитативное, то короткие гонки в заливе подразумевают совсем противоположенные эмоции. Событий за 40-ка минутную гонку больше, соперники друг к другу ближе, количество постановок и уборок парусов максимальное. От этого соперничества эмоции ярче, насыщенней, больше азарта и борьбы.


Непостоянство направления ветра ни одной яхте не гарантировало победу, даже если она была первой на знаке. Яхта «Лиса», первой обогнувшись на верхнем знаке в последней гонке, немного времени потеряла на уборке спинакера. Это сразу отбросило её на 5-ое место. Плотность была такая, что все яхты флота финишировали в течении 40-ка секунд.


- Мероприятие прошло на хорошем уровне. Приятный формат, оптимальный я бы сказал. Отличная организация на море и на берегу. Так случилось, что у меня оказался практически одинаковый экипаж оба дня – это означало, что время на повторную учебу требовалось минимальное, не нужно было рассказывать, где какая веревочка и для чего она - рассказывает Дмитрий Бондарев, капитан яхты «Десятка». - Из-за этого результат наш во второй день лучше, чем первый. По итогам гонок второго дня у нас с «Лютой» было одинаковое количество очков. Однако, «Лютая» в одной из гонок была первая, а по правилам парусных соревнований при равном количестве очков яхта с лучшими приходами на финише становится в таблице выше. Поэтому мы только бронзовые призеры. Но мы не расстроились.



По итогам второго дня «Лиса» снова первая, «Лютая» - вторая, «Десятка» - третья при равенстве очков между вторым и третьим местом.

А после награждения всех поджидал торт!


- Особое удовольствие видеть, как всё, что мы планировали, обсуждали и рисовали – сбывается прямо здесь и сейчас - делится впечатлениями Надежда Викентьева, организатор и капитан яхты « Лютая». - На открытии, я говорила, что мы будем считать, что мероприятие прошло не зря, если хотя бы несколько человек заинтересуется яхтингом и захочет продолжить.

Так вот, я могу с уверенностью сказать, что
мероприятие прошло не зря!